Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики



Rambler's Top100




 


Постановление Главы города Серпухова Московской области от 21 декабря 2001 г. N 1358 "!О прогнозе социально-экономического развития города Серпухова на 2002 год"!

Архив, документ и изменениями и дополнениями на 10 июля 2007 года


Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Серпухова на 2002 год, руководствуясь ст. 173 Бюджетного кодекса РФ, Законом Московской области "О местном самоуправлении в Московской области", на основании Устава города постановляю:

1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития города Серпухова на 2002 год (приложение N 1).

2. Комитету по экономике (Лексукова) подготовить прогноз социально-экономического развития города Серпухова на 2002 год для представления в Совет депутатов города Серпухова и средства массовой информации.

3. Комитету по экономике (Лексукова) организовать работу по подготовке плана действий администрации на 2002 год для рассмотрения на Совете администрации. Срок 26.12.01 г.

4. Снять с контроля постановление главы города N 37 от 12.01.2001 г. "О прогнозе социально-экономического развития и целевых региональных программах города Серпухова на 2001 год".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по финансовой и экономической политике А.Н. Афанасова.


Глава города
П.В. Жданов


Приложение N 1 к Постановлению Главы города от 21 декабря 2001 г. N 1358


Прогноз социально-экономического развития г. Серпухова на 2002 г.


Прогноз социально-экономического развития города Серпухова на 2001 год разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.01 г. N 242 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и проекта Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2002 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 года и перспективного финансового плана до 2004 года" и в соответствии с Законом Московской области N 11/96-03 "О концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области (в редакции Закона Московской области N 47/99-03).

Для того чтобы говорить о стабилизации в экономике, необходимо преодолеть накопившиеся за длительное время проблемы и диспропорции в городском хозяйстве. ЖКХ, с большой долей ветхого жилого фонда и значительной кредиторской задолженностью перед энергетиками и подрядными организациями. Объекты образования, здравоохранения и культуры, требующие неотложного капитального ремонта и переоснащения оборудования. Промышленные предприятия с критическим износом основных фондов и недостатком оборотных средств. Все эти проблемы не могут быть решены в течение небольшого отрезка времени.

Прогноз социально-экономического развития учитывает тенденции, сложившиеся в экономике города за последние два года, и представляет собой обоснованные данными статистики выводы, позволяющие администрации города сформулировать задачи поэтапного перехода от режима функционирования к развитию.


Демография


Неблагоприятная демографическая ситуация в Серпухове, обострившаяся в течение последних десяти лет, привела к снижению постоянной численности населения в городе. Так, среднегодовая численность населения за 2001 год составит 128,6 тыс. человек, что меньше значения 2000 года на 2,5 тыс. чел.

Демографическая ситуация в г. Серпухове в полном объеме отражает тенденции, характерные для Московской области и России в целом. Численность постоянного населения неуклонно снижается за счет естественной убыли. Смертность населения в городе превышала рождаемость: 1998 г. - в 2,6 раза, 1999 г. - в 2,7 раза, 2000 г. - в 2,9 раза. Миграционный приток, составивший 2,7 тыс. человек, не восполняет естественную убыль населения.

По прогнозным оценкам, данная тенденция сохранится и в течение 2002 года. В городе будет проживать 126,4 тыс. человек, или на 2,2 тыс. человек меньше, чем в 2001 году.

Процессы, происходящие в естественном и миграционном движении населения города, приводят к изменению его возрастной структуры: происходит дальнейшее снижение численности и доли детей и подростков - с 16,3 % в 2000 году до 16,1 % в прогнозируемом 2002 году. Доля граждан старше трудоспособного возраста напротив растет - с 30,8% в 2001 году до 31,4 % - в 2002 году.

Рассматривая структуру населения в трудоспособном возрасте, необходимо отметить преобладание в ней более старших возрастов (40-60 лет) над молодыми (16-39 лет).

Для преодоления негативного влияния демографической ситуации в предстоящем 2002 году усилия администрации города будут направлены на:

- реализацию целенаправленной молодежной политики, в основу которой будет положено создание условий для закрепления молодежи в городе. А именно: предоставление возможности в получении высокооплачиваемой работы, жилья, обеспечение досуга, развитие молодежного самоуправления и другие мероприятия, изложенные в программе "Молодежь Серпухова - 2002-2005 годов";

- стимулирование рождаемости. За каждого третьего и последующего новорожденного ребенка в семье - целевой вклад из бюджета и содействие в улучшении жилищных условий.


Промышленность


Серпухов - город с давно сложившейся структурой промышленности, которая представлена следующими отраслями: машиностроение, легкая, пищевая, химическая, электротехническая, а также целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.

В настоящее время, по данным официальной статистической отчетности, на территории города Серпухова зарегистрировано 147 промышленных предприятий, из которых 37 крупных и средних. Общая численность работающих в промышленности горожан составляет 19,7 тыс. человек, из них 14,3 тысячи человек (т.е. 72,5 %) заняты на крупных и средних предприятиях.

Величина общего объема промышленной продукции за 2001 год в действующих ценах ожидается в сумме 5 191,5 млн. руб., или 141,3 % к уровню прошлого года, а в сопоставимых ценах - 134 % к тому же периоду.

Наибольший удельный вес по объему произведенной продукции приходится на предприятия машиностроения - 36,5 %. Среди них можно выделить ОАО "СеАЗ" и ОАО "АЗТ". 20,1 % в общем объеме городского промышленного производства составляет пищевая промышленность. Лидерами в отрасли по данному показателю являются ОАО "Серпуховхлеб" и ЗАО "ДИ-ЭЧ-ВИ-С". Достаточно уверенно развивается в Серпухове химическая промышленность, представленная ОАО "Химволокно" и предприятием с иностранным капиталом ЗАО "Сертов".

Обращает на себя внимание тот факт, что по предприятиям оборонного комплекса статистическая информация, касающаяся объемов производства, остается закрытой. А ведь эти предприятия фактически являются градообразующими для Серпухова, и на них занято около 5,3 тыс. человек.

Уже можно спрогнозировать, что за 2001 год ожидаемая прибыль предприятий города будет равна 524,7 млн. руб., что составит 110 % к уровню 2000 года. Налоговые поступления от налога на прибыль от промышленного сектора экономики в местный бюджет ожидаются в размере 74,3 млн. руб.

Наибольшие налоговые платежи в бюджет города поступают от крупных предприятий: ОАО "Ратеп" - 14,3 %, ОАО "Квар" - 5,5 %, ОАО "СеАЗ" - 4,8 %, ЗАО "Урожай" - 3,72 %, ОАО "АЗТ" - 2 %, В/Ч 42708 - 1,8 %, ОАО "Серпуховский завод "Металлист" - 1,6 %, ОАО "Серпуховхлеб" - 1,6 %. Это позволяет сделать вывод, что основой социально-экономического развития Серпухова является крупная и средняя промышленность. Существенно повысить поступления в бюджет можно лишь стимулированием роста действующих предприятий и организацией новых видов производства за счет привлеченных инвестиций.

По данным статистики, рентабельность промышленных предприятий в последние годы по-прежнему снижается, так: в 1999 г. она составляла 12,7 %, в 2000 г. - 11,3 %, за 9 месяцев 2001 г. - 4,8 %. Одной из причин сложившейся ситуации является значительный износ основных фондов. В среднем по промышленности Серпухова износ оборудования сегодня составляет 57 %, а на отдельных производствах достигает 70 %. Их обновление в основном идет медленно - у предприятий не хватает собственных средств на развитие, а кредитные ресурсы не обеспечиваются залогом. В связи с чем, по итогам девяти месяцев 2001 года, три промышленные предприятия признаны убыточными. Общая сумма убытков составила 32,5 тыс. рублей.

Одним из выходов в сложившейся тупиковой ситуации на убыточных предприятиях администрация Серпухова считает их перепрофилирование за счет привлечения средств инвесторов. Это позволит сохранить рабочие места и стимулировать развитие в городе наиболее рентабельные отрасли промышленности, в частности, промышленность строительных материалов.

Постоянной заботой администрации остается и тот факт, что и практически все стабильно развивающиеся в настоящее время промышленные предприятия имеют задолженность по платежам в бюджеты различных уровней, 10 из них - просроченную. В течение 2001 года наблюдалась тенденция к увеличению недоимки. Одной из эффективных мер по оздоровлению финансового состояния предприятий стало проведение реструктуризации долгов прошлых лет. За 2001 год получено согласование на реструктуризацию долгов 11-ти промышленных предприятий на общую сумму 8754,2 тыс. рублей. Это позволяет надеяться, что руководители предприятий смогут изыскать дополнительные средства на обновление основных фондов и повышение заработной платы работникам. Сегодня ее уровень привлекает пристальное внимание серпуховской исполнительной власти, так как она наиболее ярко характеризует общую социально-экономическую ситуацию в городе.

В настоящее время среднемесячная заработная плата серпуховичей, работающих на промышленных предприятиях, ниже среднеобластного показателя на 1441,2 рубля, и по данным статистики за 9 месяцев 2001 года, составила 2678,7 рублей. Одна из причин - использование на серпуховских предприятиях легкой и пищевой промышленности низко-квалифицированного труда, а также привлечение рабочей силы из других регионов России и ближнего зарубежья.

Чтобы изменить состояние дел и добиться повышения уровня заработной платы населения администрация г. Серпухова разработала "Инвестиционное положение", направленное на рост оплаты труда, развитие наукоемких технологий и укрепление внутригородских и межрегиональных научно-промышленных кооперационных связей.

Администрация города уверена, что для успешного развития города просто необходимо осуществлять комплексные мероприятия, направленные на повышение рентабельности и обновление основных фондов промышленных предприятий.

Основу промышленной политики в 2002 году составит:

- поддержка тех предприятий промышленности, на которых создаются высокооплачиваемые рабочие места, внедряются новые технологии; проводится переоснащение оборудования налаживаются кооперационные связи;

- стимулирование предприятий, возрождающих системы внутризаводского образования и привлекающих к работе молодежь;

- привлечение инвестиций в создание новых и развитие действующих рентабельных предприятий.

Основными программными документами для реализации намеченных целей являются: "Инвестиционная политика в г. Серпухове", "Программа ТНТР "Подмосковные технологии" и "Программа содействия предприятиям в развитии персонала на производстве на 2001-2003 г.г."


Малое предпринимательство и потребительский рынок


2001 год был ознаменован существенным изменением налогового законодательства в части, касающейся малого бизнеса и предпринимательства. Введение налогов на вмененный доход и с продаж, а так же обязательное применение контрольно-кассовых машин привело к затруднению во взаимоотношениях администрации города с предпринимателями. Тем не менее, только прозрачное, закрепленное законодательно взаимодействие между государством и бизнесом способно придать новый импульс развитию экономики города.

По данным официальной статистики к 2001 году в городе зарегистрировано 485 малых предприятий, на которых занято 4,1 тыс. человек, или 8,7 % от общей величины работающих. Объем выпускаемой малыми предприятиями продукции в 2001 году составит, по предварительным, оценкам, 428,3 млн. руб. , или 8,3 % к общему объему производства.

Кроме того, в городе ведут хозяйственную деятельность 1950 предпринимателей без образования юридического лица, у которых занято 1884 наемных работников. Таким образом, в сфере малого бизнеса занято около 8 тыс. человек.

Основная доля малых предприятий приходится на торговлю и сферу услуг - 43,8 %, поэтому администрация города неразрывно связывает развитие малого бизнеса с развитием потребительского рынка.

Потребительский рынок характеризуется розничным товарооборотом, который составил в 2001 году 830 млн. рублей, или 100,3 % к уровню прошлого года, и объемом оказанных платных услуг - 265,2 млн. руб., или 106,8 %.

В течение 2001 года изменилась качественная структура товарооборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров на 3 %. Прогнозируемое увеличение ассортимента товаров в 2002 году, в том числе за счет товаров отечественного производства будет являться одной из предпосылок роста товарооборота в 2002 году на 515,7 млн.рублей, что составит 146,6 % к уровню 2001 года.

Администрация города в течение 2001 года проводила мониторинг цен в рыночной и стационарной торговле. Анализ показал, что цены за 2001 год фактически сравнялись. Однако, население по-прежнему предпочитает совершать покупки на рынках, на которых представлен наиболее полный ассортимент товаров. Наряду с этим многие малые предприятия, а также частные предприниматели, занятые в стационарной торговле, готовы составить реальную конкуренцию рынкам. Их товарооборот растет, что подтверждают поступления по налогу с продаж. Так, поступления по налогу с продаж от ЗАО "Риск" составили 4,02 % от общих налоговых поступлений, ООО "Сиам" - 2,77 %, ИП Буров - 1,04 %, ИП Коровкин - 0,82 %.

Учитывая сложившуюся ситуацию, а также принимая во внимание санитарно неблагоприятную обстановку на открытых рынках и необходимость выполнения постановления правительства Московской области об упорядочении рыночной торговли, администрация города в 2002 году берет курс на:

- расширение сети стационарной торговли с полным ассортиментом товаров путем предоставления мест под строительство новых магазинов в первую очередь - в районах новостроек;

- привлечение крупных инвесторов для строительства супермаркетов и гипермаркетов;

- строительство муниципальных рынков, отвечающих требованиям законодательства и санитарно-гигиеническим нормам. В 2002 году намечено строительство трех таких рынков по улице Ворошилова, около фабрики "Смена" и в районе Типографии, а так же на ул. Чернышевского.

Помимо указанного, цены в городе на отдельные группы товаров значительно превышают цены на те же товары в г. Москве. Например, цены на строительную продукцию. Задача администрации в данном направлении - снижение цен через открытие оптовых баз на строительные материалы и продукты питания.

Следует отметить, что темпы роста среднемесячной заработной платы по городу опережают темпы роста товарооборота и объема платных услуг более чем на 20 %. Увеличение платежеспособности населения приводит к необходимости развития рынка платных услуг.

По прогнозу на 2002 год планируется, что объем платных услуг составит 475,8 млн. рублей или 154,7 % к уровню 2001 года. Рост будет обеспечен развитием дополнительных видов платных услуг, прежде всего, в сфере бытового обслуживания населения: химчисток, прачечных, городских бань, мастерских по ремонту и пошиву обуви и одежды.

Немаловажным моментом является развитие общественного питания, в том числе:

- создание сети предприятий "быстрого" питания;

- совершенствование материально-технической базы для организации школьного питания;

- организация работы летних кафе;

- создание молодежных кафе и ночных баров.

Анализ и прогноз развития малого предпринимательства выполнен только по тем показателям, которые присутствуют в данных государственной статистики. Для детального анализа баланса спроса и предложения товаров и услуг в городе назрела острая необходимость создания муниципальной статистики, способной не только выборочно отслеживать стандартные экономические показатели, но и предоставлять полную, достоверную информацию для всестороннего анализа.

Несмотря на положительную динамику показателей, с точки зрения требований рыночной экономики, потенциал малого предпринимательства еще недостаточно раскрыт, требуются изменения и в его отраслевой направленности. Для достижения этих целей необходимо организовать взаимодействие предпринимателей и органов местного самоуправления. Кроме того, взаимодействие бизнеса и власти является основой стабилизации социально-экономического положения в городе. В 2002 году будет продолжена работа по подготовке соглашения между малым предпринимательством, администрацией города и контролирующими органами.

Главной задачей администрации в сложившихся условиях является создание в городе благоприятных условий для развития предпринимательства через реализацию программы развития малого предпринимательства г. Серпухова на 2002-2003 г.г., программы по привлечению инвестиций в экономику города, программы развития туризма, программы "ТНТР-Подмосковные технологии" и программы развития потребительского рынка г. Серпухова.


Жилищно-коммунальное хозяйство


Стабильность городской экономики во многом зависит от состояния жилищно-коммунального хозяйства. В 2001 году в сложных экономических условиях функционировали все системы жизнеобеспечения Серпухова. Осуществлялось бесперебойное снабжение города водой, теплом и электроэнергией, работал городской общественный транспорт. В свою очередь, устойчивая работа городского хозяйства определяется возможностями финансирования.

В отрасли жилищно-коммунального хозяйства актуальной продолжает оставаться проблема неплатежей. Затраты на содержание ЖКХ во многом зависят от бюджетного финансирования. Для обеспечения рентабельности отрасли и повышения качества услуг, предоставляемых населению предприятиями ЖКХ необходим постепенный переход на экономически обоснованные тарифы. На конец 2001 год доля стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением, составит чуть менее 80 %. Постановлением правительства МО N 195 "Об основных направлениях реформы ЖКХ в Московской области" определено в 2002 году довести этот процент до 90 %. Однако субсидии для всех категорий льготников будут сохранены в полном объеме.

Среди важных вопросов для нормального функционирования систем жизнеобеспечения городского хозяйства по-прежнему остается теплоснабжение города. Годовая выработка тепловой энергии за 2001 год по предварительным оценкам составит 678,6 тыс. Гкал, в том числе для населения - 597,2 тыс. Гкал., или 88 % от общей выработки. Бюджетные организации составляют 22 % от всех покупателей, 2 % - коммерческие структуры.

Одним из принципов проведения жилищно-коммунальной реформы провозглашен принцип ресурсосбережения. На эти цели в принятой программе по энергосбережению предусмотрено освоить 29,7 млн. рублей собственных средств предприятий ЖКХ и 11,5 млн. руб. средств городского бюджета. Для его практической реализации в течение 2002 - 2010 годов в городе планируется:

1. Ликвидация угольных котельных, путем перераспределения мощностей и переводом на газовое топливо с заменой котловых установок на современные автоматизированные.

2. Передача ведомственных котельных в муниципальную собственность с одновременной ликвидацией нерентабельных котельных.

3. Модернизация действующих муниципальных газовых котельных, и строительство новых автоматизированных.

4. Модернизация схемы горячего водоснабжения с переходом на пластинчатые теплообменники в котельных и установкой их в жилых домах.

5. Замена существующих тепловых сетей на трубопроводы с пенополиуретановым утеплителем, что существенно уменьшит потери в сетях и увеличит срок их службы.

Водоснабжение города осуществляется двенадцатью водозаборными узлами, имеющими 44 артезианские скважины. Суточная добыча составляет 72,8 тыс. м3/сутки. Износ основного оборудования по скважинам от 54 % - до 100 %. Средний износ сетей - 61 %. Общий объем услуг по водоснабжению и канализованию для населения и организаций составил по городу в 2000 году 14797 тыс. куб.м., из которых потребление населением составило 63 %.

Для устойчивого обеспечения города питьевой водой первоочередными задачами, решать которые намечено начиная с 2002 года, станут:

1. Ликвидация дефицита добычи питьевой воды путем строительства и ввода новых мощностей (водозабор в д. Лужки с водоводами).

2. Строительство дополнительных емкостей запаса питьевой воды для снятия пиковых нагрузок в объеме не менее 25 тыс. м3.

3. Замена устаревшего, физически изношенного оборудования на современное, с улучшенными характеристиками по энергопотреблению.

4. Автоматизация всего технологического цикла водоснабжения и водоотведения.

5. Реконструкция очистных сооружений.

6. Создание автоматизированной управляющей системы водоснабжения города.

7. Установка счетчиков водопотребления.

Сохраняется проблема финансирования сноса ветхого жилья и расселения проживающих в нем жителей. В 2002 году администрация города ставит перед собой задачу по привлечению средств областного бюджета для решения этой проблемы.

Лицом города является состояние его домов, улиц, площадей, исторических памятников. От того, каким будет внешний облик нашего города, зависит не только настроение серпуховичей, но и инвестиционная привлекательность, возможность развития индустрии туризма, а значит и дополнительные средства на социально-экономическое развитие. Именно поэтому администрация города в 2002 году определила благоустройство, как приоритетную задачу жилищно-коммунального хозяйства. Для ее практической реализации в 2002 намечено:

1. Комплексное благоустройство ул. Советской, территории у Высоцкого монастыря, поселка им. Ногина.

2. Комплексное благоустройство дворовых участков:

-высотных домов в микрорайоне Бумажной фабрика;

-нечетной стороны домов на ул. Октябрьской;

-дома 14, 16, 18, 20 на пр. Мишина;

-дома 109, 111, 113 на ул. Подольской;

-дома 7, 9, 11 в м-не Ивановские дворики;

-дома на улицах Чехова и Калужской.

3. Продолжится строительство парка в микрорайоне Ивановские дворики.

4. Комплексная реконструкция набережной реки Нара. Этот район в 2002 году объявлен администрацией "Зоной развития".


Строительство и капитальный ремонт


Самая острая проблема строительства в Серпухове в первую очередь связана с недостаточной обеспеченностью жильем населения города. По официальным данным, сегодня в очереди на получение жилья в городе зарегистрировано 1700 человек. Кроме того, многие горожане небольшого и среднего достатка давно нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако, по данным статистики в 2001 году на одного жителя приходится 15,3 квадратных метров жилья.

В то же время, состояние развития строительной индустрии внутри города и финансовые возможности местного бюджета не позволяют в короткие сроки изменить сложившееся положение. В 2001 году, например, объем ввода в эксплуатацию жилья составит по предварительным оценкам 15319 м2.

Ближайшие годы должны стать переломными в сфере не только жилищного, но и социального строительства, а также развития в городе стройиндустрии. В 2002 году планируется начать работы по закладке новых жилых комплексов в районах ул. Осенней, ул. Межевой, ул. Чернышевского, микрорайона им. Ногина и площади Юбилейной. В 2001 году подписан ряд договоров и соглашений с инвесторами, на средства которых планируется эта жилая застройка. По прогнозу на 2002 год будет введено в эксплуатацию 21337 м2 жилой площади.

Параллельно идет работа по созданию системы ипотечного кредитования под приобретение жилья населением и особенно - молодыми семьями. Она - в планах на 2002 год.

Много усилий по привлечению средств областного бюджета предстоит приложить администрации Серпухова в 2002 году для реализации долгосрочных и новых проектов в области социального строительства. Среди таких объектов, например, школа N 12, достройка недоделок строительства нового моста через р. Нара и укрепление берега со стороны кожзавода. Особую озабоченность вызывает состояние лечебно-профилактических учреждений г. Серпухова. Так, в 2001 году была проведена экспертиза трех учреждений здравоохранения, результате которой часть и признана несоответствующей нормативам, а здание поликлиники больницы им. Семашко - аварийным. Ряд проблем, связанных с лечебными учреждениями города, в 2002 году будет решаться путем перевода части служб в другие помещения и осуществления ремонтов - как в примере со стоматологической поликлиникой N 1. Планируется поставить точку в вопросе завершения реконструкции здания для кожно-венерологического диспансера.

В 2002 году перед администрацией города стоит задача по ремонту всех городских школ. Этот проект также потребует решения вопроса о финансировании из областных или кредитно-заемных средств.

Отсутствие Генерального плана развития Серпухова в настоящий момент сильно тормозит не только строительство, но и приток инвестиций на территорию города. В наступающем году планируется его разработка.

Организация в Серпухове производства строительных материалов также должна положительно повлиять на развитие всей данной сферы жизни города. На базе КСК создается предприятие "Флайдерер-Чудово" по производству строительного утеплителя.


Транспорт


Перевозкой пассажиров автомобильным транспортом на территории г. Серпухова занимается филиал ГУП МО "Мострансавто" автоколонна 1790 и индивидуальные предприниматели. Примечательно, что последние занимают около 55 % от объема городских перевозок (без учета пригородных маршрутов).

Ежедневно на городских маршрутах работают до 70 автобусов, которые выполняют 820 рейсов (с учетом пригородных - 1118). Все рейсы подразделяются на: маршруты общего пользования и коммерческие. Маршруты общего пользования предоставляют право бесплатного проезда всем льготным категориям граждан. Такие маршруты в основном обслуживаются АК-1790 (84 %), а также ИП (16 %) - маршруты N 2 и N 7.

В соответствии с действующим законодательством бесплатным проездом на городских маршрутах пользуются около 50 тыс. человек, из них 40 тыс. - пенсионеры. Для решения проблемы перевозки льготников администрацией города совместно с АК-1790 в 2001 г. разработан и утвержден план развития маршрутной сети на 20022003 г.г., в соответствии с которым планируется увеличить число льготных рейсов на 50 %, т.е. фактически восстановить уровень льготных перевозок 1996 г.

На сегодняшний день произошло достаточное пополнение городских маршрутов автобусами. Интервал движения автобусов по отдельным маршрутам составляет до 2 мин.

В 2001 году автоколонной 1790 получено 27 автобусов, появились новые автобусы - от ЗАО "УЗАВТО". Замену автобусного парка произвели предприниматели, работающие по маршруту до Ивановских двориков. Однако проблема физического и морального старения подвижного состава остается достаточно острой. Одним из вариантов решения проблемы является проведение конкурсов перевозчиков. Проведение конкурсов позволит заключить долгосрочные договоры (до 5 лет), что даст возможность перевозчикам планировать свою деятельность, в том числе привлекать инвестиции для обновления подвижного состава.

Для создания удобств пассажирам в 2000-2001 г.г. введены новые городские маршруты: N 7, 13, 15. Восстановлено движение автобусов по маршрутам N 9, 20. При рассмотрении развития маршрутной сети, введении новых маршрутов приоритет отдается маршрутам, соединяющим отдельные районы города без заезда на ж.д. вокзал, учитывая перегрузку привокзальной площади автотранспортом. В 2002 году планируется ввести маршруты 17 и 17А, связывающие микрорайоны Ивановских Двориков, Чернышевского и пос. Ногина.


Связь


На территории Серпухова услуги электросвязи представляют пять операторов, из них 4 оператора представляют услуги местной телефонной связи.

Самым крупным оператором связи, представляющим все виды услуг, является филиал ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" Серпуховский УЭС, общая емкость сети которого составляет порядка 46 тыс. телефонных номеров, в том числе по г. Серпухову порядка 28 тыс. номеров. Из них населению установлено порядка 25 тыс. номеров. Уровень телефонизации по городу составляет порядка 65 телефонных номеров на 100 семей.

Количество очередников, зарегистрированных в СУЭС по г. Серпухову - 11803 человек, их них 1434 человек принадлежат льготным категориям (по состоянию на 16.11.2000 г.). Число очередников по льготной очереди в сравнении с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 1 тыс. чел. (декабрь 2000 г. - 2481 чел.), в то время как общая очередь практически не изменилась (декабрь 2000 г. - 12166 чел.).

Одновременно с решением вопросов установки телефонов традиционным способом, СУЭС развивает систему радиодоступа ДЕКТ. В настоящее время радиодоступ - единственный способ решения проблемы телефонизации районов частной застройки. По системе радиодоступа в 2001 г. СУЭС установлен 81 телефон участникам и инвалидам ВОВ, в том числе 31 номер - по совместной программе с администрацией города.

На территории города установлено 140 таксофонов, из которых 30 имеют междугородный выход. В 2001 г. получила развитие услуга по предоставлению возможности разговора по таксофону за счет вызываемого лица, возможность переговоров по видеотелефону.

Основная проблема, сдерживающая развитие связи в городе - необходимость строительства линейно-кабельных сооружений и модернизации АТС, что требует больших капиталовложений. Основу развития СУЭС составляет расширение и модернизация существующих АТС на основе внедрения передовых технологий и в первую очередь на основе современных цифровых систем. В 2002 г. планируется решить проблему установки телефонов участникам и инвалидам ВОВ.

В настоящее время ООО "Юг-телеком" разрабатывает программу строительства цифровой АТС на 10 тыс. номеров с возможностью расширения до 36 тыс. номеров. Ввод в эксплуатацию - 2003 г. В распоряжение администрации города будет передаваться 1,5 % от вводимой номерной емкости для решения социальных проблем, связанных с вопросами телефонизации.

Продолжает развиваться мобильная связь.


Охрана окружающей среды


В последние 3 года наблюдается устойчивый рост количества, выбрасываемых в атмосферу веществ с 4,4 (1999 г.) до 5,5 (2001 г.). На загрязнение атмосферы влияют выбросы производимые автотранспортом, по ориентировочным оценкам более 10 тыс. тонн валовых выбросов в год, и промышленными предприятиями. По прогнозной оценке увеличение выбросов будет продолжаться в ближайшие годы. Положение осложняется тем, что г. Серпухов при высокой степени индустриализации, не имеет в полной мере раздельных промышленных и жилых зон. Основные транспортные магистрали проходят по территории города. Санитарно-защитные зоны предприятий занимают значительную часть города, зачастую перекрывая друг друга.

Учитывая ситуацию в 2002 г. предполагается:

- провести расчет загрязнения атмосферного воздуха в городе и оптимальных размеров санитарно-защитных зон и их площадей, (исполнитель - Промстройпроект).

- разработать и принять нормативно-правовую базу, регламентирующую количество безопасных для населения города выбросов по промышленным предприятиям и размеры санитарно-защитных зон.

- принять меры по обустройству СЗЗ.

Основными источниками загрязнения рек являются ливневые сточные воды с территории города, в подавляющем большинстве, сбрасывающиеся в водоемы без очистки, а также стоки предприятий. Содержание вредных веществ в воде водоемов остается стабильным в течение ряда лет. Однако по таким веществам как нефтепродукты, БПК, медь и др. предельно-допустимые концентрация выше нормы.

На 2002 год предусматривается:

- продолжение работ по укреплению берегов реки Нары в районе кожевенного завода.

- проектирование и ремонт водопропускного устройства на р. Нара.

В г. Серпухове отмечены две основные проблемы, связанные с охраной земель:

- деградация земель и уничтожение почвенного и растительного слоя в результате строительных работ, прокладки и ремонта подземных коммуникаций, парковки и движения автотранспорта в не установленных местах;

- загрязнение земель вредными веществами, захламление отходами, в том числе - полихлорбифенилами.

На 2002 год планируется реализовать проект по очистке земель на территории детского сада N 17, на что потребуются денежные средства в размере 150 тыс.руб.

Проблема очистки земель от хлорированных бифенилов требует значительных финансовых вложений, координации усилий с администраций города и района, а также завода "Квар". Для решения указанной проблемы предполагается привлечь средства областного бюджета.

В городе существует ряд проблем в области утилизации отходов:

- детоксикация и утилизация осадков очистных сооружений г. Серпухова;

- рекультивация свалки ТБО (ст. Лесная);

- дальнейшее строительство (реконструкция) полигона ОАО "Рубеж";

- несанкционированные свалки;

-проблема сбора и вывоза ТБО от гаражных кооперативов и садоводческих товариществ.

В 2002 году предусматривается:

- строительство II очереди полигона ОАО "Рубеж", сумма затрат -147 млн.руб;

рекультивация карьера возле д. В.Шахлово Серпуховского района.


Образование


В Серпухове сложилась многоуровневая и организационно разветвленная система образования, которая включает в себя 89 учреждений федерального, областного и муниципального подчинения. То есть, можно сделать вывод, что в городе существуют условия для непрерывного образования: от детского сада - до среднего профессионального звена и ВУЗа.

Официальными статистическими показателями, характеризующими положение дел в системе образования, являются обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями на 1 тысячу детей и соответствие нормативу учащихся школьников в первую смену.

По прогнозу социально-экономического развития на 2002 год, обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) на 1 тысячу детей дошкольного возраста выше нормативной на 70 мест. Данный показатель не в полной мере отражает положение вещей. Он рассчитан в соответствии с техническими паспортами ДОУ, без учета проведенной реконструкции помещений в детских садах. Существенное снижение количества детей этой возрастной группы и сокращение рождаемости вынудило руководителей детских дошкольных учреждений реконструировать пустующие помещения под спортивные и музыкальные залы.

В общеобразовательных школах города в первую смену учатся 70 % всех учащихся при нормативе - 100 %. Но актуальность проблемы второй смены в настоящее время не велика, так как прием учащихся в первые классы за последние пять лет резко сократился по тем же причинам, что и набор детей в дошкольные учреждения. По прогнозу на 2002 год ситуация по данному нормативу изменится незначительно. Тем не менее, каждый год школы снижают количество классов 2-ой смены, т.е. происходит естественное уменьшение контингента учащихся и постепенное приведение норматива в соответствие.

Более серьезна другая проблема - старение педагогического состава образовательных учреждений в сочетании с низким уровнем заработной платы учителей. Это сказывается на качестве образовательных услуг. Так, 52 % учителей начальной школы не имеют высшего педагогического образования, не хватает преподавателей по отдельным учебным дисциплинам.

По-прежнему остро стоит вопрос материально-технического обеспечения учреждений образования. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и ремонта.

По планам администрации, 2002 год будет годом обновления материально-технической базы образования. Среди мероприятий, направленных на их реализацию:

- проведение капитального ремонта всех образовательных учреждений;

- оборудование компьютерных классов;

- привлечение инвесторов к решению проблем образования.

В связи с этим, одним из направлений деятельности органов местного самоуправления на 2002 год определено развитие системы качественного непрерывного образования в Серпухове. Во многом этому будет способствовать реализация программы "Развитие образования на 2001-2005 г.г.".


Культура и искусство


Ситуацию в сфере культуры г. Серпухова, сложившуюся к концу 2001 года, можно охарактеризовать отсутствием комплексной программы развития. Последние десять лет были временем надежд, свершений и утрат - за это время была сильно ослаблена идеологическая функция культуры. Работоспособная часть населения все более погружается в проблемы материального жизнеобеспечения. Выход из сложившегося положения во многом зависит от понимания места культуры в обществе и того, как она сопрягается с социальной сферой, экономикой, правом, образованием и т.д.

Серпухов богат культурными и духовными традициями, на сохранение и развитие которых делает основную ставку в сфере культуры администрация города.

Сфера культуры Серпухова сегодня представляет собой развернутую сеть муниципальных, ведомственных, государственных и общественных учреждений. Непосредственно местному самоуправлению подчинены 20 объектов, включая филиалы. В том числе - 8 массовых библиотек с общим книжным фондом порядка 270 тыс. экземпляров, 11 учреждений культуры и искусства. В городе работает 3 детских музыкальных и 1 художественная школа, в которой обучаются 1,4 тыс. чел. Немалую роль в сфере культуры города занимает Серпуховский историко-художественный музей. Несмотря на то, что он является областной собственностью, деятельность музея - не только просветительская, но и воспитательная, образовательная и развлекательная осуществляется на территории г. Серпухова.

Культура Серпухова представлена не только учреждениями данной сферы, но и целой плеядой талантливых музыкантов, певцов, художников, хореографов, актеров и режиссеров.

Однако сегодня перед городской властью стоят две главные задачи - обеспечить массовое приобщение к культуре, истории и искусству детей и молодежи, а также - создание прочного материального фундамента для сохранения и расширения городской сети учреждений культуры.

В связи с этим, для комплексного решения проблем, сложившихся в сфере культуры, администрация города в 2002 году видит 2 основных направления развития:

1. Создание условий для массового привлечения детей и молодежи (на бесплатной основе) в художественные, музыкальные, краеведческие и др. кружки с целью повышения уровня культуры, воспитанности и гражданственности подрастающего поколения. В этих целях с 2002 года планируется снизить размер родительской платы; ввести бесплатный проезд в общественном транспорте для детей в возрасте до 15 лет к месту занятий в кружках.

2. Привлечение инвестиций для развития рентабельной и самоокупаемой сети культурно-развлекательных центров, ориентированных на активный семейный отдых. Для этого в 2002 году планируется строительство развлекательных комплексов на Привокзальной площади и площади Юбилейной.

Помимо сказанного, для укрепления материально-технической базы учреждений культуры, а также для активизации работы и повышения их рентабельности планируется привлечь инвестиции, направленные на проведение капитального ремонта зданий учреждений культуры и концертно-сценических площадок города. Так, в 2002 г. в Серпухове предполагается развитие МУК "Исток", который станет центром традиционной культуры и русской духовности. Одновременно, с 2002 года войдет в стадию реализации проект по созданию в исторической части города "Палаты ремесел" и культурно-досугового объединения (Гортеатр), что будет способствовать привлечению внимания к истории города, развитию туризма, а также повысит финансовую устойчивость сферы культуры.


Физкультура и спорт


В настоящее время в городе имеются: 3 стадиона, 37 спортивных залов, 2 крытых плавательных бассейна, 3 спортивных комплекса, в которых занимаются 12,8 тысяч человек.

Но недостаточная техническая оснащенность спортивных сооружений и организаций, износ основных фондов явились одной из причин снижения массовости занятий спортом. В связи с этим в предстоящем году предполагается:

1. Реализация мероприятий по реконструкции стадиона "Старт", которая позволит создать на его базе центр физкультурно-массовой и военно-патриотической работы городского и областного уровня. Планируется возрождение и развитие наиболее массовых и доступных видов спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, городки, биатлон, баскетбол, волейбол, военно-прикладные виды спорта), расширение сети спортивных секций, детско-юношеских спортивных школ, доступных для всех желающих с еженедельным посещением до 500 чел.

2. Учреждение стипендий главы города физкультурному активу, перспективным спортсменам, ветеранам спорта и спортсменам-инвалидам, что позволит осуществлять материальную поддержку и стимулирование указанных категорий, развитие творчества и нестандартных методик при обучении в школах, учебных заведениях, улучшение качества подготовки сборных команд города.

3. Реализация программы развития сети муниципальных секций с бесплатным пребыванием по различным видам спорта, что позволит дополнительно привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом 940-1100 чел.

4. Возрождение комплексной спартакиады трудящихся г. Серпухова.

5. В течение 2002 года к участию в спортивных секциях и кружках планируется привлечь 600 детей и подростков.


Здравоохранение


Оценить положение дел в здравоохранении возможно по данным официальной статистики. С одной стороны, цифры свидетельствуют, что в 2001 г. обеспеченность населения больничными койками была явно недостаточна и выражена в статистических документах как 117,1 коек на 10 тыс. человек при нормативе 134,7 на соответствующее количество жителей.

Приведенные статистические данные, не отражают качество обслуживания населения. Например, в них отсутствуют сведения о лицензировании медицинской деятельности. По опросу медицинских учреждений на конец 2000 года лечебно-профилактические учреждения имели лицензии примерно по 120-ти видам медицинской деятельности. Поэтому, основная задача в 2001 году состояла в получении лицензий, что и было выполнено. Так, МУЗ ЦРБ в течение 2001 года получило лицензии по 480-ти видам медицинских услуг.

Амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения в 2001 г. также не соответствовало требованиям и нормам. Статистика утверждает, что в 2002 году количество посещений поликлиник серпуховичами, при расчете на 10 тыс. жителей, достигнет в смену 329,3 ед., при норме 181,9 ед. Одна из причин перегруженности поликлинической службы города кроется в том, что часть амбулаторных ЛПУ обслуживают городское и сельское население. Дело не только в этом. Еще одна из причин - это значительный износ зданий, помещений и оборудования и низкая пропускная способность учреждений здравоохранения, данные по которым отсутствуют в статистике. Тем не менее, практически все лечебно-профилактические учреждения Серпухова, включая стационары, диспансеры и поликлиники, остро нуждаются в проведении капитального ремонта и реконструкции.

Для решения проблем здравоохранения, администрация ставит перед собой задачу - в течение 2002 года отремонтировать все ЛПУ города, для чего потребуется привлечение кредитов либо средств инвесторов.

Значительное финансирование потребуется для обновления материально-технической базы ЛПУ и приобретения диагностического и лечебного оборудования, острый дефицит которого ощущается по всем отделениям ЦРБ.

Не первый год вызывает крайнюю озабоченность и обеспечение серпуховского здравоохранения кадрами. В первую очередь - врачами.

Укомплектованность кадрами в ЦРБ на конец 2000 года составила: врачами - 87,7 %; средним медицинским персоналом - 92,2 % . Данные по кадрам предоставлены статистикой без учета совместительства. Так что этот показатель на самом деле еще ниже. Кроме того, из общей численности медработников 28 % составляют пенсионеры. Наиболее остро стоит проблема нехватки врачей в хирургии, травматологии, кардиологии и участковых врачей во взрослых и детских поликлиниках.

Среди причин большого дефицита кадров в ЦРБ - низкий уровень заработной платы, провоцирующий отток медработников в лечебные учреждения Москвы, отсутствие перспективы улучшения жилищных условий и приобретения жилья для медработников, а также другие факторы, среди которых немаловажное место занимают условия труда в серпуховских ЛПУ.

Учитывая данные факты, а также неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в целом по России, пандемию туберкулеза и рост как хронических, так и вирусно-инфекционных болезней, общее повышение заболеваемости среди детей, администрация г. Серпухова в 2002 году направит все усилия на решение наиболее острых проблем здравоохранения. А именно: на качественное улучшение помощи детям и пожилым людям, совершенствование экстренной помощи, борьбе с социально значимыми заболеваниями.

Первым шагом на пути к урегулированию ситуации в серпуховском здравоохранении должна стать реорганизация управления городской медициной. На взгляд администрации Серпухова, создание в 2002 году Департамента здравоохранения как органа управления деятельностью ЛПУ, позволит более четко координировать деятельность медицинских и аптечных учреждений всех форм собственности, а так же регулировать финансовые потоки.

Среди первоочередных организационных мер, запланированных на 2002 год, так же:

- реструктуризация МУЗ ЦРБ с выделением ЛПУ и придания им статуса юридического лица. Этот шаг направлен на придание лечебным учреждениям финансово-экономической самостоятельности, стимулирование инициативы и предприимчивости руководителей, результат чего должен сказаться на стабилизации работы ЛПУ и улучшении качества обслуживания населения;

- внедрение новых видов стационарного лечения. Это - дневной стационар, стационар на дому, организация социальных коек, что позволит разгрузить стационары Серпухова.

- развитие поликлинической службы города и усиление профилактической работы с населением;

- сертификация специалистов и организация повышения квалификации медработников;

- увеличение объема платных услуг до 10 % от общего бюджета ЛПУ, что позволит решить вопрос с повышением оплата труда медицинских работников;

- внедрение современных методик диагностирования и лечения;

- закупка нового оборудования, проведение капитального ремонта зданий и сооружений лечебных учреждений:


Управление муниципальным имуществом


Администрацией города в 2001 году подготовлен план развития муниципального сектора экономики, который включает в себя вопросы эффективного использования бюджетных средств, реализацию программ по энергосбережению, созданию муниципальной статистики, проведение мероприятий по наполнению доходной части городского бюджета, в том числе и за счет приватизации муниципального имущества.

Ввиду того, что администрация города не располагает достаточными бюджетными средствами для проведения капитального ремонта, восстановления объектов недвижимости муниципальной собственности, на 2001-2002 годы стоит задача по их приватизации. Порядок приватизации установлен законодательными и нормативными документами Российской Федерации, Московской области, органа местного самоуправления.

Объектами приватизации в г. Серпухове, как правило, являются ветхие нежилые помещения (здания), требующие капитального ремонта или реконструкции, что влияет на выбор способа приватизации - коммерческий конкурс с инвестиционными условиями.

В 2001 г. осуществлена приватизация 2-х объектов муниципальной собственности:

- незавершенный строительством комплекс зданий и сооружений по ул. Селецкая, 48. Комплекс зданий куплен турецкой фирмой "Рокланд". После завершения строительства в городе появится обувная фабрика (новый налогоплательщик), которая будет работать на местном сырье и создаст новые рабочие места для жителей города.

Также было продано здание бывшей школы N 14, которое в виду аварийного состояния не могло использоваться для обучения детей, а ремонт требовал значительных бюджетных средств. Условиями приватизации предусмотрен капитальный ремонт здания и использование его для образовательных целей. Покупатель - Негосударственное образовательное учреждение "Современный гуманитарный институт".

От приватизации муниципального имущества за 11 месяцев 2001 года поступило в местный бюджет - 6,9 млн.руб. Кроме того, до конца года дополнительно ожидается поступление средств в местный бюджет по договорам купли-продажи, заключенным в 2001 году в сумме 2,6 млн.руб.

Политика администрации в области управления муниципальным имуществом в 2002 году будет направлена на приватизацию непрофильных муниципальных предприятий. Планируется приватизировать следующие объекты:

1. Нежилые помещения 2-го этажа корпуса N 1 лит. Л по у. 1-я Московская, 44 (бывшие "Авиамастерские").

2. Комплекс зданий по адресу : г. Серпухов, ул. Лесная, (бывший кирпичный завод ОАО холдинг "Красный текстильщик").

3. МУП "Знание" (ул. Дзержинского, д. 36/2), МУП "Книга" (пл. 49 Армии, д. 5-а), МУП "РКО" (ул. Ворошилова, д. 132).

4. МП "Магазин N 121" - ул. Советская, д. 71.

5. Комплекс сооружений в микрорайоне Ивановские Дворики (бывший райпотребсоюз).

6. Комплекс зданий по адресу: ул. Чехова, д. 79/20 (бывший военкомат).

Продажа муниципальной собственности будет способствовать развитию малого бизнеса и предпринимательства в городе.

В 2002 году будет осуществлено перезаключение договоров субаренды на договора аренды.

Реализация запланированной программы приватизации объектов привлечет в экономику города дополнительные ресурсы.


Занятость и доходы населения


Рост промышленного производства в 2001 г. обусловил рост числа занятых в экономике до 47,0 тыс. чел. (по данным государственной статистики). Принято на вновь созданные рабочие места 1630 работников. В течение 2001 года сохранялся высокий уровень трудовой маятниковой миграции (на работу и учебу в г. Москве), которая по оценке специалистов, составляет порядка 10,0 тыс. человек.

При этом наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда города. Подтверждением тому является превышение числа вакансий, официально заявленных в службу занятости, над числом безработных на 710 единиц. Спрос на рабочих по-прежнему преобладает в общей потребности предприятий. В целом по городу 95 % вакансий составляют рабочие специальности. Остается стабильным высокий спрос на рабочих строительных специальностей, слесарей различной специализации. Высока потребность в водителях, младшем медицинском персонале, преподавателях, воспитателях. Из-за низкой привлекательности этих рабочих мест, связанной с уровнем оплаты и неблагоприятными условиями труда, серпуховичи неохотно трудоустраиваются по данным профессиям. В связи с этим, дефицит кадров на предприятиях восполняется за счет привлечения работников из других областей. Так, на ЗАО "ДИ ЭЧ ВИ-С" - из Тульской и Калужской областей, на ЗАО Холдинг "Серпуховский текстиль" - из Ивановской области.

Динамика уровня безработицы имеет положительную тенденцию. Число лиц, не занятых трудовой деятельностью в течение 2001 года снизилось и составило 4,1 тыс. чел. Общий уровень безработицы по городу не превысит 10 % от численности экономически активного населения. Уровень официально регистрируемой безработицы в 2001 году составил 0,5 %, что соответствует 470 безработным. Прогнозируется сохранение этих тенденций до 2004 года.

По прогнозу социально-экономического развития в экономике города в 2002 году будет работать 47,1 тыс. человек. Возрастет спрос на рабочую силу, в основном в негосударственном секторе экономики. В то же время сложным останется вопрос трудоустройства социально слабо защищенных категорий населения: женщин, молодежи, инвалидов, многодетных родителей, а также части пенсионеров и лиц, ранее добровольно незанятых и нуждающихся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни.

Уровень жизни населения города зависит, прежде всего, от уровня средней заработной платы. По оценке специалистов фонд заработной платы в 2001 году составит 1216,7 млн. руб. или 127 % к 2000 году. Это объясняется прежде всего тем, что с 01.01.01 г. введена единая ставка подоходного налога на основные виды доходов в размере 13 %, что привело к снижению скрытых форм оплаты труда. Соответственно, за 9 месяцев 2001 года среднемесячная заработная плата составила 2685,9 руб., что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Наибольшая заработная плата в строительной отрасли - 4417,7 руб. Выше среднегородского уровня удерживается среднемесячная зарплата в промышленности - 2701,8 руб, и на транспорте - 3046,5 руб. На сегодняшний день в городе нет ни одной отрасли и сферы городского хозяйства со среднемесячной заработной платой ниже минимального прожиточного уровня, однако уровень зарплаты по городу ниже среднеобластного на 25 %.

В целях повышения уровня жизни населения города, для осуществления согласованных действий по решению социально-экономических проблем в интересах населения в городе, в Территориальном соглашении между администрацией города, координационным Советом профсоюзов и объединением работодателей установлена норма минимальной оплаты труда на территории города: с 01.01.01 г. - 600 руб., с 01.10.01 г. - 800 руб, с 01.12.01 г. - 1000 руб.

Общая сумма социальных выплат (пенсии, стипендии и др.) в 2001 г. составит 540,6 млн. руб., что выше уровня 2000 года на 47,7 %. Это объясняется тем, что в текущем году повышен минимальный размер пенсии. Средний размер месячной пенсии по городу на 30.09.01 г. года составил 1214,67 руб. За период июль-сентябрь 2001 года ее размер увеличился на 10,4 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пенсии в среднем по городу возросли в 1,6 раза (сентябрь 2000 г. - 740 руб.).

Фонд заработной платы по прогнозу на 2002 год составит 1496,5 млн. руб. или к оценке 2001 г. 123 %, социальные выплаты составят 725,5 млн. руб. или к оценке 2001 г. - 134,2 %.

Реальные денежные доходы рассчитаны с учетом среднегодового уровня инфляции 12 %.

Обоснование роста объема социальных выплат в 2002 году будет в продолжении курса социальной политики, направленной на постепенное повышение реального размера пенсий и оказание гражданам адресной помощи.

По состоянию на 01.10.01 г. вклады населения в сберегательном банке составили 618,2 млн. руб., по сравнению с январем они увеличились на 31 % (на 01.01.01. - 473 млн. руб.). Средний размер вклада - 4767 руб. на душу населения (на 1 семью порядка 14,5 тыс. руб.). Кроме того, вклады населения в коммерческих банках составили 86,5 млн. руб., прирост к 01.01.01 г. - 55 %. Таким образом, всего в банках население хранит порядка 700 млн. руб. Это тот резерв средств, которые можно привлечь в оборот и решить ряд социальных проблем, в частности по жилью.

Из выше приведенных прогнозных данных по доходам можно сделать вывод, что в 2002 году увеличится платежеспособный спрос населения. При этом следует отметить, что за период 2000-2002 г.г. наблюдается положительное соотношение темпов роста зарплаты, пенсий, социальных выплат и индекса потребительских цен.

Основные направления деятельности администрации в 2002 году по поддержанию платежеспособного спроса населения - это создание условий для сохранения и увеличения рабочих мест, создание условий для предпринимательской деятельности, в рамках программ "Содействие развитию персонала на производстве" и "Поддержка предпринимательства в городе Серпухове".

Принимая во внимание ситуацию в области занятости и денежных доходах населения, главной задачей администрации на 2002 год станет создание условий для повышение заработной платы населения и возврата высококвалифицированных кадров на предприятия города. В этих целях будет проводится политика, направленная на:

- предоставление льгот субъектам предпринимательства, обеспечивающим заработную плату на уровне передовых муниципальных образований Московской области;

- предоставление льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, направленные на создание новых, модернизацию действующих производств, реализующим инновационные проекты и внедряющим новые технологии;

- стимулирование предприятий, инвестирующим средства в обучение или повышение квалификации персонала в учебных заведениях г. Серпухова.


Инвестиции


В 2001 году ожидается освоить 571 млн. руб. капитальных вложений, что выше уровня 2000 года в 2,7 раза. Основным источником инвестиций в течение 2001 года были средства предприятий (79 %) и привлеченные средства (кредиты банков, средства населения и др.- 21 %).

Следует отметить, что привлечение инвестиций на предприятия города проводилось без учета местных приоритетов и планов развития городского хозяйства, а поэтому не оказало существенного влияния на его экономику. Назрела острая необходимость выработать принципиально новые подходы к повышению инвестиционной привлекательности города.

Инвестиционная политика г. Серпухова выстроена в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития города и будет направлена на:

- ускорение модернизации существующих производств;

- развитие кооперационных связей и внедрение высокорентабельных и наукоемких технологий (в рамках программы ТНТР);

- создание на предприятиях высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе для трудоустройства молодежи;

- возврат высококвалифицированных кадров, работающих за пределами города, для работы на предприятиях г. Серпухова;

- развитие жилищного строительства и благоустройства города;

- решение вопросов по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение);

- развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения.

На 2002 год планируется освоить 559,7 млн. руб. капитальных вложений. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий. Практически на уровне 2001 года предполагается привлечь средства населения - 30,4 млн. руб., увеличится доля федерального бюджета с 2,2 % до 10,4 %, также увеличивается доля средств из областного бюджета с 2,6 % до 4,7 %.

Незначительно увеличилась доля средств, предназначенных на развитие из городского бюджета - с 1,0 млн. руб. до 2,9 млн. руб. С учетом материально-технической базы объектов социальной сферы (школ, больниц, объектов культуры и спорта), обеспеченности школами, жильем, водой, состояния мостов этих средств явно недостаточно.

За счет средств федерального бюджета ведется строительство войсковой частью N 42708 жилого дома по ул. Ворошилова.

За счет средств областного бюджета планируется продолжение строительства Лужковского водозаборного узла, завершение строительства мостового перехода через р. Нара, реконструкция котельной историко-художественного музея.

За счет средств городского бюджета планируется реконструкция школы N 12, строительство медсанчасти по ул. Весенней.

За счет средств, планируемых на инвестиции, предполагается ввести основных фондов на 263,46 млн. руб., а также построить 21337 кв. метров жилья.

В целях привлечения инвестиционных ресурсов к совместному участию в финансировании строительства жилья рассматривается в настоящее время контракт с коммандитным товариществом "Социальная инициатива и компания" и подписано соглашение о намерениях с ГВСУ "Центр". Также планируется привлечение инвестиций на реконструкцию Юбилейной и Привокзальной площадей. В стадии реализации инвестиционные проекты по производству теплоизоляционных материалов немецкой фирмы "Флайдерер" и турецкой фирмы "Рокланд" по производству обуви.

Значительную роль в привлечении инвестиций в городе должна сыграть реализация основных направлений инвестиционной политики.


Финансы


Прогноз сводного финансового баланса основан на анализе тенденций, складывающихся в последние годы в экономике города. Сводный финансовый баланс города Серпухова на 2002 год представляет собой совокупность доходов и расходов территории. Доходы территории формируются за счет налоговых поступлений от предприятий всех форм собственности, неналоговых доходов, в которые входят средства целевых бюджетных фондов, единого социального налога, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, субвенций и субсидий, получаемых из бюджетов других уровней, а также инвестиционных вложений. По прогнозу на 2002 год доходы территории составят 2213,0 млн. рублей.

В структуре сводного финансового баланса г. Серпухова учитываются средства, перечисляемые и получаемые из федерального и областного бюджетов, взаимоотношения с целевыми бюджетными фондами. С учетом указанных взаимоотношений доходы территории в 2002 году составят 1819,2 млн. рублей, что выше оценки 2001 года на 16,5 %.

Сохраняются тенденции по росту валовой прибыли, доходов физических лиц и других доходных источников, обеспечивающих поступление налоговых и неналоговых доходов во все уровни бюджета. Однако, располагая собственными финансовыми ресурсами, город Серпухов, в условиях существующего порядка их перераспределения между федеральным и областным бюджетами, получает недостаточно средств на покрытие даже самых необходимых расходов. На сегодняшний день очевидно, что вопрос восстановления городского хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вопрос жилищного строительства не представляется возможным решить за счет бюджетного финансирования. Поэтому особенную актуальность имеет вопрос о привлечении в город инвестиций.

Превышение собранных на территории г. Серпухова финансовых средств над средствами распределенными в городе привело к тому, что в первой половине 2001 года наполняемость местного бюджета была на уровне 68 % от плановых показателей. В результате корректировки прогнозных показателей местного бюджета по налогу на прибыль и благодаря средствам, полученным по взаимным расчетам из областного бюджета, перевыполнению плана по собственным доходам и доходам от коммерческой деятельности, план по расходам бюджета г. Серпухова перевыполнен (по оперативным данным) на 18,0 млн. рублей. Кроме того, достигнута существенная экономия по расходам средств местного бюджета благодаря:

- работе контрольно-ревизионного отдела администрации и КФНП по контролю за правильностью использования бюджетных средств и оформлением актов выполненных работ по капитальным ремонтам;

- проведенным конкурсам на муниципальный заказ по школьному питанию, по поставке продуктов питания в детские дошкольные учреждения, детский дом и социальный приют для несовершеннолетних;

- проведенным конкурсам на капитальный ремонт объектов социальной сферы и ЖКХ.

Уменьшена кредиторская задолженность бюджетных организаций. В течение 2001 года администрацией города совместно с налоговыми органами проводилась работа по реструктуризации долгов предприятий города. Двадцати четырем предприятиям (в том числе муниципальным) согласованы графики на погашение задолженности по налоговым платежам в местный бюджет на общую сумму 8,0 млн. рублей.

Плановые показатели доходной части бюджета города Серпухова на 2002 год составят 582,4 млн. рублей, в том числе: собственные доходы - 422,7 млн. рублей; средства из областного фонда финансовой поддержки - 70,6 млн. рублей; субвенции - 78,2 млн. рублей; субсидии - 10,9 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в местный бюджет, как и в 2001 году, составят поступления от налога на прибыль и подоходного налога.

Расходная часть бюджета составит 622,4 млн. рублей. (с учетом субвенций и субсидий). Расходы на 2002 год планировались Министерством финансов Московской области с учетом нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по отраслям: образование, здравоохранение, местное самоуправление, культура, социальная политика. Существующий метод формирования расходов по отрасли ЖКХ основан на нормативах бюджетной обеспеченности, утвержденных Законом Московской области "О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на 2002 год" от 19.11.2001 г. N 178/2001-03. Концепцией "Реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425, на 2002 год определен уровень платежей населения за коммунальные услуги в размере 90 % от экономически обоснованных тарифов. Состояние отрасли ЖКХ требует значительного вложения финансовых средств. В связи с этим администрации города в 2002 году предстоит решить проблему: или найти источник финансирования отрасли ЖКХ за счет сокращения расходов по другим статьям местного бюджета, или в соответствии с законодательством повысить долю оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на то, что бюджет города 2002 года составлен Министерством финансов Московской области в соответствии с принятыми нормативами, к сожалению его можно назвать "бюджетом функционирования", а не "бюджетом развития".

Для того, чтобы обеспечить баланс между расходной и доходной частями местного бюджета в 2002 году администрация города планирует:

- добиваться изменения порядка взаиморасчетов между местным и федеральным и областным бюджетами;

- продолжить практику размещения муниципальных заказов на конкурсной основе;

- добиваться экономии бюджетных средств за счет перехода на казначейское исполнение местного бюджета;

- принимать участие в областных и федеральных программах развития;

- привлекать целевое финансирование для решения экологических проблем города.

Одной из основных задач администрации в 2002 году станет повышение заработной платы до уровня передовых муниципальных образований Московской области.

Приоритетное финансирование в 2002 году будет направлено на реализацию молодежной политики и обновление материально-технической базы учреждений образования, культуры, здравоохранения.

Дефицит финансовых ресурсов будет гаситься за счет получения кредитов, предоставления муниципальных гарантий предприятиям ЖКХ, поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также за счет увеличения поступлений от налогоплательщиков г. Серпухова, в частности, благодаря проведению инвестиционной политики администрации города, направленной на поддержку местных товаропроизводителей, модернизацию производств, внедрение наукоемких технологий, развитие кооперационных связей, повышение заработной платы, на решение вопросов по комплексному благоустройству города.

Дополнительные средства планируется привлечь в Городской фонд "Возрождение и развитие города Серпухова", Некоммерческое партнерство международного Клуба руководителей фирм и общественных деятелей "Бизнес и Политика", фонд "Правопорядок", фонд "Экология". Эти средства будут целенаправленно использоваться на развитие города и улучшение благосостояния его жителей.




 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки

Партнеры

СЕМЕРКА - Российский Правовой Портал

Фирмы России - каталог предприятий и организаций. Firms of Russia - the catalogue of the enterprises and the organizationsи

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости