Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики



Rambler's Top100




 


Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2002-2003 от 29 декабря 2001 г. N 49 (с изм. и доп. от 31 января 2003 г.) (прекратило действие)

Архив, документ и изменениями и дополнениями на 10 июля 2007 года


Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Московской области (далее - Правительство), Московского областного объединения организаций профсоюзов (далее - Профсоюзы), объединений работодателей Московской области (далее - Работодатели), руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в целях создания необходимых условий для экономического развития Московской области, социальной и правовой защиты населения Московской области на основе принципов социального партнерства заключили Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2002-2003 годы (далее - Соглашение).

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения в Московской области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Обязательства Правительства, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие центральные органы исполнительной государственной власти Московской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Московской области, а в положениях Соглашения, касающихся органов местного самоуправления, они реализуются по согласованию между Правительством Московской области и соответствующими главами муниципальных образований.

Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых, профессиональных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях, в организациях по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.

Проекты нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, предварительно согласовываются сторонами и при необходимости рассматриваются на заседаниях Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Присоединение к соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области".


1. В целях стабилизации экономики, развития промышленного
производства и сельского хозяйства


1.1. Стороны совместно:

1.1.1. Вырабатывают предложения федеральным органам государственной власти и проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня в Московской области.

1.1.2. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, составления планов, прогнозов и государственных программ социально-экономического развития Московской области, государственного заказа Московской области.

1.1.3. Принимают меры по защите интересов организаций, потребителей от односторонних действий по установлению необоснованно завышенных ставок и тарифов на ресурсы и услуги естественных монополий. Рассматривают вопросы по увеличению тарифов на энергоносители (электроэнергию, газ) с учетом их экономического обоснования.

1.1.4. Участвуют в постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления.

1.1.5. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством финансирование мероприятий областных целевых программ поддержки и развития промышленности Московской области за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, субъектов промышленной деятельности.

1.1.6. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников. В установленном порядке информируют стороны Соглашения об организациях, в отношении которых приняты решения о признании их несостоятельными (банкротами).

1.1.7. Оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики Московской области.

1.1.8. Контролируют в случаях, предусмотренных законодательством, выполнение условий договоров купли-продажи, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление имущества организаций социальной инфраструктуры с целью сохранения профиля этих организаций и социальных гарантий их работникам. Применяют предусмотренные законодательством меры о расторжении сделок приватизации государственного и муниципального имущества.

1.1.9. Содействуют развитию современных методов управления в народно-хозяйственном комплексе Московской области на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.

1.1.10. Внедряют новые формы сотрудничества товаропроизводителей с организациями перерабатывающей промышленности и торговли. Организуют работу выставок-ярмарок на постоянной основе.

1.1.11. Оказывают содействие организациям в погашении задолженности федерального бюджета по оплате выполненных работ по государственному оборонному заказу, в реструктуризации их задолженности по платежам в федеральный бюджет, вызванной несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа.

1.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований:

1.2.1. Оказывает содействие промышленным организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства в получении от Правительства Российской Федерации целевых льготных кредитов для финансирования приоритетных направлений развития товарного производства, обеспечивает организациям области поддержку при заключении долгосрочных соглашений на межправительственном уровне по поставкам сырья и материалов, привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

1.2.2. Принимает решение об установлении льготных коэффициентов для субъектов малого предпринимательства на согласованных с ними взаимовыгодных условиях при установлении ставок на аренду нежилых помещений (зданий, сооружений), имущественных комплексов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

1.2.3. Формирует и размещает государственный заказ Московской области на закупку и поставку продукции для государственных нужд Московской области с учетом интересов субъектов малого предпринимательства.

1.2.4. Осуществляет своевременную финансовую поддержку организаций промышленности, зарегистрированных в Московской области, в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и иными правовыми актами Московской области.

1.2.5. Осуществляет своевременное финансирование работ по строительству объектов гражданского, промышленного и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с областными целевыми программами.

1.2.6. В случае нестабильной работы в течение года государственных унитарных предприятий осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, расторгает в соответствии с законодательством контракты с руководителями предприятий, намечает неотложные мероприятия по стабилизации их работы и контролирует их выполнение, информирует об этом трудовые коллективы.

1.2.7. Принимает необходимые меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивает возмещение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот на проезд в пассажирском транспорте общего пользования в пределах средств, предусмотренных на финансирование соответствующих областных целевых программ и в соответствии с источниками, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

1.2.8. Осуществляет финансовую поддержку агропромышленного комплекса Московской области в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, содействует развитию фермерских и сельскохозяйственных кооперативов Подмосковья, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

1.2.9. Содействует сохранению и развитию действующей сети муниципальных организаций бытового обслуживания населения, а также организаций муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, организаций здравоохранения, социальной защиты населения, образования и культуры.

1.2.10. Создает и поддерживает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения энергетическими ресурсами, коммунальными услугами, бесперебойной работы пассажирского транспорта.

1.2.11. Ежегодно информирует налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах областного бюджета, бюджетов муниципальных образований.

1.2.12. Осуществляет контроль за качеством ввозимых и реализуемых в области продуктов питания, санитарно-эпидемиологическим состоянием транспортных средств при перевозке и отпуске продуктов питания, соблюдением санитарных норм и обеспечением культуры обслуживания в организациях торговли и общественного питания.

1.3. Профсоюзы:

1.3.1. Мобилизуют работников на выполнение мероприятий, предусмотренных государственными программами социально-экономического развития Московской области, способствуют организации соревновательного движения в трудовых коллективах организаций области.

1.3.2. Участвуют в разработке и содействуют реализации государственных программ социально-экономического развития Московской области, отраслей народного хозяйства и организаций.

1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.

1.3.4. В установленном порядке участвуют в работе постоянно действующих комиссий при Правительстве Московской области, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства, ликвидации неплатежеспособных организаций или применения реорганизационных процедур.

1.4. Работодатели:

1.4.1. Участвуют в разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития Московской области. Способствуют улучшению экономического и финансового положения организаций, обеспечению своевременных платежей в областной бюджет, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные фонды, обеспечению бесперебойного производственного процесса, повышению эффективности работы и выпуску конкурентоспособной продукции, предотвращению банкротства.

1.4.2. Принимают меры по прибыльной работе организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.

1.4.3. Ежеквартально информируют трудовые коллективы о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.

1.4.4. Предоставляют право профкомам и профорганизаторам беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам, в том числе знакомиться с результатами аудиторских проверок,


2. В целях повышения уровня жизни, регулирования оплаты
труда и социальной защищенности населения


2.1. Стороны совместно:


2.1.1. Не допускают снижения уровня жизни в области и принимают меры по поэтапному повышению минимального уровня заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Московской области.

Добиваются, чтобы во внебюджетном секторе экономики заработная плата работника, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, с 1 мая 2003 года (для сельского хозяйства - с третьего квартала 2003 года) была установлена в размере не ниже 1800 рублей в месяц.

2.1.2. Проводят работу по разработке и внедрению системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики, добиваются увеличения доли тарифной части в фонде оплаты труда до 60%.

2.1.3. Участвуют в оздоровлении детей и подростков. Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, но не выше 10% ее полной стоимости. Выделяют средства на компенсацию затрат по оздоровлению детей и подростков из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств организаций.

2.1.4. Проводят согласованные действия в области развития культуры и спорта, детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов Московской области, в том числе внешкольных учреждений, организаций социальной защиты, детско-юношеских спортивных школ различной направленности.

2.1.5. Принимают меры по недопущению ликвидации или использования не по назначению социально-бытовых, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности.

2.1.6. Принимают меры по выполнению областных целевых программ "Социальная защита населения Московской области на 2001-2002 годы", "Социальная поддержка инвалидов в Московской области на 1998-2002 годы", "Дети Подмосковья".

2.1.7. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций здравоохранения.

2.1.8. Осуществляют систематический контроль за соблюдением установленного уровня торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания, а также уровня наценки на продукцию и товары, реализуемые в организациях общественного питания всех форм собственности при общеобразовательных школах, организациях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях.

2.1.9. Участвуют в соответствии с законодательством на паритетных началах в управлении государственными внебюджетными фондами.

2.1.10. Вырабатывают предложения по разработке с учетом специфики области программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Московской области, анализируют социальные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства и оказывают адресную финансовую помощь малоимущим пенсионерам, инвалидам и другим малообеспеченным гражданам.

2.1.11. Обязуются проекты основных нормативных правовых актов по реализации жилищно-коммунальной реформы в области рассматривать на заседании Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований:

2.2.1. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Осуществляет контроль и принимает меры по своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице, на ребенка, по опеке и других государственных социальных пособий и выплат.

2.2.2. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области обеспечивает своевременное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Предусматривает ассигнования на периодическую (с учетом роста цен на товары и услуги) индексацию размеров тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок, социальных выплат и компенсаций при формировании проекта областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области на соответствующий финансовый год и внесении в них изменений.

2.2.3. Доводит до Московского областного объединения организаций профсоюзов информацию по перечислению органам местного самоуправления трансфертов, дотаций и средств на финансирование заработной платы работников бюджетной сферы. Создает с участием профсоюзов межведомственную комиссию по контролю за целевым использованием средств, направляемых на заработную плату.

2.2.4. Осуществляет контроль за соответствием должностного оклада и заработной платы руководителей государственных унитарных предприятий трудовому договору (контракту) и условиям оплаты труда, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области.

2.2.5. Осуществляет контроль и принимает соответствующие меры к работодателям, допускающим несвоевременную выплату заработной платы. Определяет меры ответственности представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной выплаты заработной платы.

2.2.6. Организует работу по проведению ежеквартального мониторинга уровня жизни населения Московской области.

2.2.7. Обеспечивает в установленном порядке определение и публикацию в средствах массовой информации прожиточного минимума в Московской области.

2.2.8. Продолжает практику оказания государственной социальной помощи населению Московской области. При формировании областного бюджета предусматривает финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи.

2.2.9. Выплачивает в установленном законодательством порядке студентам и учащимся образовательных учреждений Московской области компенсацию стоимости питания.

2.2.10. Выплачивает дотации нуждающимся студентам, а также выплачивает за особые успехи в учебе студентам областных высших учебных заведений именные стипендии.

2.2.11. Предусматривает с учетом адресного подхода для интернатных и дошкольных учреждений расходы на льготное питание работников (бесплатное - для I-V разрядов по ЕТС, до 50% стоимости питания - для остальных), компенсацию расходов на проезд пассажирским транспортом общего пользования работникам здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты в пределах средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

2.2.12. Устанавливает порядок компенсации транспортным организациям из областного бюджета расходов, связанных с выполнением социальных перевозок на пассажирском транспорте общего пользования.

2.2.13. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам войны, медико-социальных услуг в лечении и профилактике заболеваний в соответствии с Федеральными законами "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2.2.14. Обеспечивает своевременное и в полном объеме перечисление платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Московской области.

2.2.15. Сохраняет практику невзыскания с нанимателей и собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий по безработице.

2.2.16. Обеспечивает выполнение разработанной на территории Московской области программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

2.2.17. Продолжает работу по передаче объектов жилищно-коммунального назначения из государственной в муниципальную собственность.

2.2.18. Разрабатывает предложения в Государственную Думу Российской Федерации и Московскую областную Думу по совершенствованию законодательства по вопросам приватизации жилья.

2.2.19. Предусматривает в бюджетах соответствующих уровней средства на обеспечение расчетов бюджетных организаций за потребленную ими электрическую, тепловую энергию и коммунальные услуги в пределах установленных лимитов потребления и с учетом задания по экономии бюджетных средств.

2.2.20. Предоставляет в соответствии с законодательством адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

2.2.21. Не повышает ставки и тарифы на жилье и коммунальные услуги без экономического обоснования, соответствующей экспертизы и информирования (не менее чем за месяц до их введения) Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Рекомендует муниципальным образованиям не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги без увеличения реальных доходов населения, устанавливая предельный уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги к совокупному доходу семьи не выше утвержденного действующим законодательством.

2.2.22. Не пересматривает в сторону увеличения тарифы на электроэнергию для населения, пассажирский транспорт общего пользования без экономического обоснования и предварительного (не менее чем за 10 дней до их введения) информирования Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.2.23. Принимает меры по снижению тарифов на период школьных каникул на электроэнергию, коммунальные услуги детским оздоровительным учреждениям.

2.2.24. Ежегодно предусматривает в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований расходы на приобретение жилья для граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилья в пределах средств, предусмотренных в законах об областном бюджете и соответствующих решениях органов местного самоуправления.

2.2.25. Способствует обеспечению государственным и муниципальным жильем работников бюджетной сферы и лиц, нуждающихся в первоочередном и внеочередном улучшении жилищных условий, а также рассматривает возможность предоставления им безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, оплаты жилищно-коммунальных услуг.

2.2.26. Публикует в средствах массовой информации ежегодные сведения об использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов.

2.2.27. Принимает меры по снижению уровня преступности, по защите от хищений промышленной, сельскохозяйственной продукции и имущества юридических и физических лиц.

2.3. Профсоюзы:

2.3.1. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов в защите их трудовых прав и социально-экономических интересов.

2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе за своевременной выплатой заработной платы и других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области. Выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение указанных нормативных правовых актов.

2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды.

2.3.4. Добиваются включения в коллективные договоры:

- минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области;

- роста заработной платы в соответствии с ростом стоимости жизни;

- порядка компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;

- предоставления вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться объектами социально-культурного назначения организаций.

2.3.5. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

2.3.6. Осуществляют контроль за реализацией областных целевых программ, муниципальных программ, затрагивающих социально-трудовые вопросы.

2.3.7. Участвуют в подготовке и проведении оздоровления детей и подростков.

2.3.8. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют контроль за их реализацией.

2.4. Работодатели:


2.4.1. Устанавливают (кроме организаций, финансируемых из бюджетов) заработную плату работнику, отработавшему полностью месячную норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности, в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области.

Если заработная плата работника ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области, разрабатывают совместно с профсоюзами программы поэтапного ее увеличения до величины прожиточного минимума, обязуясь при этом с 1 мая 2003 года (для сельского хозяйства - с третьего квартала 2003 года) установить заработную плату работнику, отработавшему полностью месячную норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности, в размере не ниже 1800 рублей в месяц.

2.4.2. В организациях, не обеспечивших среднюю заработную плату в размере двух прожиточных минимумов трудоспособного населения в Московской области, поэтапно повышают ее до этого уровня.

2.4.3. Обеспечивают в организациях пересмотр тарифной ставки 1 разряда в соответствии с ростом индекса цен и отраслевыми тарифными соглашениями.

2.4.4. Не допускают без согласия работника внедрения нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров заработной платы.

2.4.5. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов документы по заработной плате работников.

2.4.6. Не позднее I квартала заключают коллективные договоры с профсоюзными комитетами в организациях, предусматривая в них:

- сроки выплаты заработной платы;

- графики погашения задолженности и размеры компенсаций в случаях несвоевременной выплаты заработной платы;

- оплату времени простоя на производстве не по вине работника не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда.

2.4.7. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.


3. В целях обеспечения занятости и предотвращения роста
уровня безработицы, содействия кадровому
обеспечению организаций


3.1. Стороны совместно:

3.1.1. Принимают меры по реализации областных целевых программ: "Содействие занятости населения Московской области на 2002-2005 годы", "Содействие организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002-2003 годы".

3.1.2. Не допускают превышения уровня общей безработицы: 2002 год - 7,5 процента; 2003 год - 7,0 процента от числа экономически активного населения области. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда разрабатывают программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.

3.1.3. Проводят согласованную политику при подготовке и принятии решений органов государственной власти в отношении неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение их ликвидации и возникающих социальных конфликтов.

3.1.4. Проводят обязательную социальную экспертизу областных целевых программ и крупных инвестиционных проектов по их влиянию на рынок труда с привлечением научных и общественных организаций.

3.1.5. Разрабатывают предложения по стимулированию организаций, повышающих уровень профессионального развития работников.

3.1.6. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, особенно градообразующих.

3.1.7. При введении внешнего управления обеспечивают сохранение действия трудовых и коллективных договоров.

3.1.8. Продолжают организацию временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.

3.1.9. Проводят независимую экспертизу экономической обоснованности предстоящих массовых высвобождений в организациях, принимают решение об их целесообразности либо нецелесообразности.

Информируют работников о состоянии рынка труда и изменениях в законодательстве о занятости.

3.1.10. Руководствуются в случаях массового высвобождения работников следующими критериями:

а) при ликвидации организации с численностью работающих 10 и более человек;

б) при сокращении численности или штата работников организаций в количестве:

- 20 и более человек в течение 30 календарных дней;

- 100 и более человек в течение 60 календарных дней;

- 300 и более человек в течение 90 календарных дней.

3.1.11. Разрабатывают комплекс мер, обеспечивающих права женщин на рынке труда.

3.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований:

3.2.1. При формировании областного бюджета предусматривает статью расходов на финансирование мероприятий по реализации областных целевых программ: "Содействие занятости населения Московской области на 2002-2005 годы", "Содействие организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002-2003 годы".

3.2.2. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.

3.2.3. Взаимодействует с территориальным органом Федеральной государственной службы занятости по Московской области по вопросам установления организациям в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты рабочих мест на 2002-2003 годы для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи). В установленном порядке предусматривает льготы работодателям, создающим (выделяющим) рабочие места для данной категории граждан.

3.2.4. Обеспечивает ежемесячно через средства массовой информации доведение до населения информации о рынке труда, возможностях службы занятости населения по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос.

3.2.5. Проводит ежегодно мониторинг по определению в профессионально-квалификационном разрезе общей потребности рынка труда и направляет информацию в Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

3.2.6. Изучает опыт современных технологий профессионального обучения кадров и рекомендует организациям внедрять его в практику.

3.2.7. Проводит работу по привлечению специалистов-управленцев организаций к участию в программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

3.2.8. При осуществлении приватизации и проведении реорганизационных процедур организаций не допускает массового высвобождения работников этих организаций.

3.3. Профсоюзы:

3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления льгот и гарантий в процессе работы и при их высвобождении, реорганизации, ликвидации организаций.

3.3.2. Оказывают практическую помощь профсоюзным организациям, направляют своих представителей в организации, где намечаются массовые высвобождения, для анализа ситуации, разъяснения работникам их социально-трудовых прав при высвобождении.

3.3.3. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.

3.3.4. Участвуют в работе Координационного комитета содействия занятости населения Московской области.

3.3.5. Вносят в органы местного самоуправления предложения о приостановке решений работодателей о массовом высвобождении работников. Выступают в поддержку требований трудовых коллективов о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению работающих или поэтапному проведению данной работы.

3.3.6. Информируют работников организаций Московской области об изменениях, происходящих в действующем законодательстве.

3.3.7. При введении внешнего управления обеспечивают сохранение действия коллективного и трудовых договоров.

3.4. Работодатели:

3.4.1. Проводят работу по анализу, прогнозированию и постоянному учету численности высвобождаемых работников, предоставляют в профорганы, центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых высвобождений.

3.4.2. Формируют социальный заказ органам службы занятости населения для переподготовки высвобождаемых работников с целью их дальнейшего трудоустройства.

3.4.3. В случае увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидации организации и при отсутствии возможности предоставления работы сохраняют (при условии включения в коллективный договор) выплату средней заработной платы на период трудоустройства (до 6 месяцев) следующим категориям работников:

- женщинам, имеющим на своем иждивении 2 и более детей в возрасте от 3 до 16 лет;

- одиноким матерям (отцам), имеющим на своем иждивении ребенка в возрасте до 16 лет;

- беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет.

3.4.4. Предусматривают в коллективных договорах повышение профессионального уровня работников.

3.4.5. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям в организациях до наступления срока расторжения трудового договора.

3.4.6. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штатов организации и т.д. Не допускают сокращения работников, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

3.4.7. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов и молодежи).

3.4.8. Содействуют организации практики студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в рамках заключенных договоров.

3.4.9. В случаях угрозы массового высвобождения работников организаций для принятия мер по смягчению последствий массовых высвобождений содействуют созданию в этих организациях комиссий с участием представителей профсоюза и службы занятости населения.

3.4.10. Вынужденное временное (на срок более 1 месяца) прекращение работы организаций, их филиалов, подразделений допускают только после предварительного (не менее чем за месяц) письменного уведомления профсоюзного комитета организации и проведения с ним консультаций о необходимой социальной защите работников.

3.4.11. Принимают меры по обеспечению высвобождаемых работников организаций - банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.

3.4.12. Гарантируют высвобождаемым работникам сохранение очереди на получение и приобретение жилья в течение двух лет, пользование детскими дошкольными учреждениями.

3.4.13. Не допускают массового высвобождения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.

3.1.14. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы с учетом мнения глав муниципальных образований и соответствующих профсоюзных органов.

3.4.15. Обращаются за согласованием на увольнение в вышестоящий профсоюзный орган, если число увольняемых в течение года превысило уровень, установленный в отраслевом тарифном соглашении.


4. В целях улучшения условий, охраны труда и экологии


4.1. Стороны совместно:

4.1.1. Оказывают содействие Государственной инспекции труда в Московской области и другим контролирующим органам в осуществлении в полном объеме функций по государственному надзору и контролю за соблюдением нормативных правовых актов об охране труда на территории Московской области, учитывают их информацию при разработке долгосрочных программ и планов мероприятий по улучшению состояния охраны труда в области.

4.1.2. Обеспечивают контроль в области охраны труда и окружающей среды с целью создания работодателями здоровых и безопасных условий труда. Осуществляют взаимодействие с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды.

4.1.3. Рассматривают по итогам года состояние условий и охраны труда, производственного травматизма и принимают меры по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве.

4.1.4. Организуют подготовку и проведение:

- Дней защиты от экологической опасности на территории Московской области;

- Дней охраны труда в муниципальных образованиях Московской области;

- смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда;

- совместных семинаров, совещаний, "круглых столов" по вопросам охраны и условий труда с руководителями, специалистами и другими работниками организаций.

4.1.5. Регулярно информируют население о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической обстановки в Московской области и принимаемых мерах по обеспечению безопасного труда.

4.1.6. Осуществляют прием в эксплуатацию реконструированных и вновь построенных объектов комиссиями с обязательным участием технических инспекторов труда профсоюзов, а в случаях невозможности их участия в работе комиссии - с участием представителей московских областных организаций профсоюзов (по согласованию).

4.1.7. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда.

4.1.8. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях Московской области. Добиваются разработки, принятия и выполнения мероприятий, направленных на сокращение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

4.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований:

4.2.1. Не допускает ввода в действие производственных объектов, средств производства и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, без положительного заключения государственной экспертизы условий труда, органов государственного надзора и контроля, государственной экологической экспертизы, технической инспекции труда профсоюзов о соответствии требованиям охраны труда и экологическим требованиям.

4.2.2. Проводит своевременное обследование и подготовку к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей и безопасности экологической среды.

4.2.3. Обеспечивает дальнейшее развитие системы государственной экспертизы условий труда, внедрение объективных критериев оценки условий труда на основе аттестации рабочих мест и усиление государственного контроля за правильным предоставлением компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

4.3. Профсоюзы:

4.3.1. Принимают участие совместно с Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проведении работ, связанных с отнесением организаций и их подразделений к классу профессионального риска, определением скидок и надбавок к страховому тарифу в соответствии с законодательством.

4.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением нормативных правовых актов по экологической безопасности в организациях, а в случае выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и информируют об этом соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.

4.3.3. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением правил и норм по охране труда и экологии.

4.3.4. Взаимодействуют с органами государственного управления охраной труда по проведению комплексных обследований организаций, контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, предоставлением компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

4.3.5. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

4.3.6. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов или трудового коллектива по охране труда, организуют их обучение в Учебном центре Московского областного объединения организаций профсоюзов.

4.3.7. Совместно с органами местного самоуправления и работодателями проводят смотры-конкурсы на лучшую организацию службы охраны труда в организациях Московской области. Распространяют передовой опыт.

4.3.8. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств по реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

4.3.9. Взаимодействуют с органами надзора и контроля Московской области по осуществлению контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

4.3.10. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов по охране труда и экологии.

4.4. Работодатели:

4.4.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:

- мероприятия по охране труда и окружающей среды и средства на их финансирование;

- дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

- обеспечение работников спецпитанием и средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- сокращение количества рабочих мест, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам;

- предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда и их обучение;

- компенсацию затрат, связанных с обследованием работников на наличие профзаболеваний, а также затрат, связанных с их лечением.

4.4.2. Сообщают в установленном порядке обо всех происшедших на производстве смертельных, групповых и тяжелых несчастных случаях:

- в администрацию муниципального образования, на территории которого произошел несчастный случай;

- в Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области;

- в соответствующие государственные органы контроля и надзора;

- в территориальное объединение профсоюзов (Московское областное объединение организаций профсоюзов).

4.4.3. Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда, контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда, организуют обучение членов комитетов (комиссий) по охране труда.

4.4.4. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда в организациях с численностью работающих 100 и более работников. В организациях с численностью менее 100 работников при отсутствии специалиста по охране труда заключают договоры со специалистами или организациями на оказание услуги в области охраны труда. Обеспечивают эффективную работу служб охраны труда.

4.4.5. Разрабатывают и внедряют мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях.

4.4.6. Обеспечивают включение и реализацию мероприятий по охране труда, охране окружающей среды в коллективные договоры и соглашения, предусматривая их необходимое финансирование.

4.4.7. Проводят в организациях аттестацию рабочих мест по условиям труда и обеспечивают выполнение мер по их доведению до нормативных требований с последующей сертификацией работ по охране труда.

4.4.8. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.

4.4.9. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, способствующего загрязнению окружающей среды.

4.4.10. Обеспечивают условия для осуществления контроля государственными органами, органами местного самоуправления и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства.


5. В целях обеспечения социального партнерства


5.1. Стороны совместно:

5.1.1. Создают на паритетной основе Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).

5.1.2. Для обеспечения реализации Соглашения на основе взаимных консультаций в рамках Комиссии разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и добиваются их реализации.

5.1.3. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними сторон и консультаций на уровне Комиссии.

5.1.4. В трехмесячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их на утверждение Комиссии.

5.1.5. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.

5.1.6. Проводят постоянное обучение, подготовку и переподготовку представителей профсоюзов и работодателей, работников органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.

5.1.7. Предусматривают частичное финансирование Учебного центра Московского областного объединения организаций профсоюзов, направленное на выполнение проводимых в рамках социального партнерства мероприятий, обучение представителей организаций области формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений.

5.1.8. Оказывают содействие в создании первичных профсоюзных организаций.

5.1.9. Оказывают помощь в создании комиссий по трудовым спорам, способствуют предотвращению трудовых споров и своевременному их разрешению.

5.1.10. Оказывают содействие в создании и обеспечении деятельности объединений работодателей (союзов, ассоциаций и пр.) в муниципальных образованиях и заключении территориальных соглашений.

5.1.11. В целях обеспечения информации о деятельности Комиссии, аналогичных территориальных комиссий, ходе реализации областного, отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях стороны договорились ввести регулярную рубрику "Социальное партнерство" в средствах массовой информации.

5.1.12. Вносят в федеральные органы исполнительной государственной власти предложения по установлению для профсоюзных организаций, содержащихся за счет профсоюзного бюджета, тарифов на услуги связи на уровне бюджетных организаций.

5.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований:

5.2.1. Сохраняет право за городскими (районными) комитетами профсоюза, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в собственности Московской области, муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций.

5.2.2. Принимает меры по освобождению от местных налогов и сборов профорганизаций всех уровней, предусмотрев это в территориальных соглашениях.

5.2.3. Устанавливает профсоюзным организациям и подведомственным им учреждениям культуры, образования, спорта, здравоохранения, туризма и других объектов социального назначения тарифы по оплате коммунальных услуг и аренде помещений на уровне бюджетных организаций.

5.2.4. Информирует в установленном порядке стороны Соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений и выносимым на рассмотрение Правительства Московской области.

5.2.5. Проводит трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов Московской области в сфере социально-трудовых отношений. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые интересы работников, а также областных социальных программ без учета мнения соответствующих профсоюзных органов и работодателей.

5.3. Работодатели:

5.3.1. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.

5.3.2. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.

5.3.3. Признают отраслевые (межотраслевые) и профессиональные тарифные, территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира и способствуют заключению коллективных договоров в организациях, а также проведению их уведомительной регистрации в органах по труду.

5.3.4. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.

5.3.5. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

5.3.6. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной работы в организациях в размере не ниже отраслевого уровня, предусмотрев это в коллективных договорах.


6. Действие соглашения, обеспечение контроля
за его выполнением, ответственность сторон
за реализацию соглашения


6.1. Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31 декабря 2003 года.

6.2. Финансирование мероприятий, предусмотренных Соглашением, осуществляется в соответствии с источниками, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

6.3. Стороны реализуют Соглашение на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.

6.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" и Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительного соглашения. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее 2 раз в год на заседаниях Комиссии.

6.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения Комиссии виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством.

6.6. Предложение о рассмотрении вопроса о привлечении виновной стороны к ответственности вносится заинтересованной стороной в Комиссию.

6.7. Комиссия рассматривает внесенные предложения в течение семи дней.

6.8. Заключение Комиссии не лишает права заинтересованную сторону защищать свои права в соответствии с законодательством.

6.9. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.

6.10. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых высвобождений работников и приостановки деятельности организаций. В случае возникновения коллективных трудовых споров стороны Соглашения принимают все необходимые меры по их урегулированию.

6.11. Правительство Московской области обеспечивает в двухнедельный срок с момента подписания сторонами Соглашения публикацию его в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье".

6.12. Стороны договорились о проведении в IV квартале 2003 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров.

6.13. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.


От Правительства
Московской области:
Губернатор Московской области
Б.В. Громов


От профсоюзов
Московской области:
Председатель
Московского областного
объединения организаций профсоюзов
В.В. Кабанова


От объединений работодателей
Московской области:
Председатель президиума
Московского областного
союза промышленников
и предпринимателей (работодателей)
Ю.А. Гулько


Сопредседатели Союза
товаропроизводителей
В.Н. Смирницкий
Московской области
В.Е. Курташин


Генеральный директор
Союза НП "Мособлстройиндустрия"
А.А. Куликов


Генеральный директор
НП "Союз строителей
Московской области
"Мособлстройкомплекс"
С.В. Кривошеин


Генеральный директор
Торгово-промышленной палаты
Московской области
В.Я. Литвинцев


Президент некоммерческого
партнерства автотранспортников "АСМОР"
Н.М. Солодников






 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки

Партнеры

СЕМЕРКА - Российский Правовой Портал

Фирмы России - каталог предприятий и организаций. Firms of Russia - the catalogue of the enterprises and the organizationsи

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости