Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики



Rambler's Top100




 


Письмо Управления МНС по г. Москве от 30 декабря 2002 г. N 29-12/64034 Об использовании ККМ вместо приходного кассового ордера при приеме наличных денежных средств от покупателей - юридических лиц предприятием, занимающимся оптовой и розничной торговлей офисной мебелью, и об ответственности продавца (и/или его администрации) при оплате товара за наличный расчет покупателем - юридическим лицом в сумме, превышающей предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке

Архив юридической базы. Документы с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2007 года


Вопрос: Предприятие занимается оптовой и розничной торговлей офисной мебели. Расчеты с юридическими лицами осуществляются как по безналичному расчету, так и за наличный расчет. Просьба разъяснить применение действующего законодательства:

1. Возможно ли использовать ККМ при приеме наличных денежных средств от покупателей - юридических лиц вместо приходного кассового ордера?

2. Предусматривает ли действующее законодательство Российской Федерации ответственность продавца (и/или его администрации), если покупатель - юридическое лицо оплачивает товар за наличный расчет в сумме, превышающей предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке? Если предусматривает, то какую?


Ответ: 1. Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) определено, что:

- расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке;

- расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Вместе с тем ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины (далее - ККМ).

Исходя из смысла Закона он не распространяется на осуществление расчетов между юридическими лицами. Сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).

В связи с этим согласно определению постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями (покупателями, клиентами).

Также следует руководствоваться пунктами 2 и 3 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), в соответствии с которыми предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а при расчетах с населением - с обязательным применением ККМ.

Таким образом, прием наличных денежных средств от покупателей - юридических лиц должен осуществляться в соответствии с п. 13 Порядка ведения кассовых операций, то есть по приходно-кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия.

2. В соответствии с п. 9 "Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденного Госналогслужбой России 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, Минфином России 13.08.94 N 104, ЦБ РФ 16.08.94 N 104, работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуются в соответствии с Порядком ведения кассовых операций.

Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) установлено, что совершение нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов, влечет наложение административных штрафов.

При этом административное наказание налагается как на должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ), так и на юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее нарушения, так как в соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке равен 60 тыс. руб.

Следует иметь в виду, что согласно письму ЦБ РФ от 24.11.94 N 14-4/308 действие ст. 15.1 КоАП РФ не распространяется на юридические лица, получающие платеж.

Меры административной ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.


Заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.Я. Сосихина




 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки

Партнеры

СЕМЕРКА - Российский Правовой Портал

Фирмы России - каталог предприятий и организаций. Firms of Russia - the catalogue of the enterprises and the organizationsи

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости